Contents

Ограничения обфускации



В защитном комплексе DotFix NiceProtect используется уникальная технология обфускации данных, оставляемых компилятором, основанная на наших разработках в области декомпиляции Visual Basic и Delphi приложений. Многие современные языки программирования сохраняют огромное число служебной и отладочной информации в компилируемые файлы. Вы можете сколько угодно защищать код программы (использовать мутацию и виртуализацию), но имена публичных функций, форм, модулей, контролов на формах - все равно останутся в защищенном файле и будут помогать взломщику локализовать нужную функцию в Вашей программе. Для борьбы с этим нами был разработан обфускатор данных для Delphi и Visual Basic приложений. На настоящий момент, поддерживаются все актуальные версии Delphi, начиная с 3 версии, включая всю ветку Delphi XE - Delphi XE8, а также Delphi 10 Seattle, Delphi 10.1 Berlin.

Как работает обфускатор

Принцип работы обфускатора основан на декомпиляции всей программы. Программа разделяется на проект, используемые формы, модули и классы. Каждая форма декомпилируется с целью разделения на элементы управления (кнопки, текстовые поля и т.д.) и привязанные к ним события. Затем декомпилируются структуры с именами функций и процедур, а также события, входящие в каждый объект программы. В процессе сбора данной информации обфускатор проверяет зависимости одних объектов от других и производит синхронное изменение имен всех объектов и процедур.

После данной операции из EXE файла удаляется практически вся идентификационная информация о принадлежности той или иной функции к тому или иному модулю или классу. Поэтому найти в программе форму frmTrial или frmRegistration будет куда сложнее.

Ограничения обфускатора Visual Basic 5.0/6.0 приложений

Обфускатор использует сложный алгоритм анализа зависимостей объектов, но некоторые вещи он все же не поддерживает. Потому в некоторых случаях программу потребуется заранее подготовить к процессу обфускации. Рассматриваемые ниже нюансы касаются только обфускации Visual Basic 5.0/6.0 приложений. Давайте рассмотрим эти вещи.

1. Обфускатор не поддерживает Design time ссылки одних объектов на другие

К примеру, у Вас есть TreeView а у него есть свойство ImageList. Так вот, если имя ImageList объекта указывать в свойстве ImageList контрола TreeView, то после обфускации оно не будет изменено, и программа будет завершаться с ошибкой. Тоже касается баз данных и указания DataSet'ов и Recordset'ов в свойствах компонента.

Begin ComctlLib.TreeView TreeView1 Height = 1932 Left = 3600 TabIndex = 3 Top = 1320 Width = 2412 _ExtentX = 4255 _ExtentY = 3408 _Version = 327682 Style = 7 ImageList = "ImageList1" Appearance = 1 End


Все это легко можно решить, если перенести присвоения из Design time в Runtime, а именно перенести эти присвоения в Form_Load:

Private Sub Form_Load() TreeView1.ImageList = ImageList1 End Sub


Тоже самое потребуется сделать с каждым таким присвоением. К счастью такого кода обычно крайне мало.

2. Не поддерживаются ранние объявления объектов (LateCall вызовы)

Мало кто пользуется этой возможностью, потому эта несовместимость не коснется большинства проектов на VB6. Тем не менее о ней необходимо помнить. Если вы создаете копии объектов форм (работаете с формой как с классом) - то наверняка Вам знакомы подобные строки:

Private Sub Form_Load() Dim oForm as New frmMain oForm.Show End Sub


Так вот, в этом случае имя frmMain вставляется компилятором VB6 прямо в код функции Form_Load. Обфускатор не декомпилирует код, а только данные, потому эта вставка остается незаметной. Результат - программа будет завершаться с ошибкой после обфускации. К сожалению, сделать поддержку таких вызовов в DotFix NiceProtect не представляется возможным ввиду того, что потребуется дизассемблирование, а затем декомпиляция кода всех функций программы. Компилятор VB6 поддерживает два типа компиляции: P-Code и Native Code. А это значит, что обфускатор для решения этой задачи должен уметь декомпилировать и P-Code и Native Code. Несмотря на то, что у нас имеются подобные технологии, декомпиляция процесс крайне небыстрый. Для больших проектов декомпиляция всего кода может занимать более получаса. И это без учета времени на анализ ссылок на объекты и их переименование. Ввиду этого, по объективным причинам, мы приняли решение не использовать полную декомпиляцию и анализ кода в DotFix NiceProtect, тем более что это может решить только задачу в рамках Visual Basic 5.0/6.0 и никак не поможет в обфускации других языков.

Contents

Obfuscation restrictions



The protective complex DotFix NiceProtect uses a unique obfuscation technology of data left by the compiler, based on our developments in the field of decompilation of Visual Basic and Delphi applications. Many modern programming languages ​​save a huge amount of service and debugging information in compiled files. You can protect the program code as much as you like (use mutation and virtualization), but the names of public functions, forms, modules, controls on forms will still remain in the protected file and will help the cracker to localize the desired function in your program. To protect files against cracking, we have developed a data obfuscator for Delphi, Free Pascal and Visual Basic applications. At the moment, all current versions of Delphi are supported, starting from version 3, including the entire branch Delphi XE - Delphi XE8, as well as Delphi 10 Seattle and Delphi 10.1 Berlin.

How the obfuscator works

The principle of operation of the obfuscator is based on decompilation of the entire program. The program is divided into a project, used forms, modules and classes. Each form is decompiled to separate it into controls (buttons, text fields, etc.) and events bound to them. Then structures with names of functions and procedures, as well as events included in each object of the program, are decompiled. In the process of collecting this information, the obfuscator checks the dependencies of some objects on others and synchronously changes the names of all objects and procedures.

After this operation, almost all identification information about the belonging of a particular function to a particular module or class is removed from the EXE file. Therefore, it will be much more difficult to find the form frmTrial or frmRegistration in the program.

Limitations of the Visual Basic 5.0 / 6.0 Application Obfuscator

The obfuscator uses a complex algorithm for analyzing object dependencies, but it still does not support some things. Therefore, in some cases, the program will need to be prepared in advance for the obfuscation process. The nuances discussed below relate only to obfuscation of Visual Basic 5.0 / 6.0 applications. Let's take a look at these things.

1. The obfuscator does not support Design time references of some objects to others

For example, you have a TreeView and it has a property ImageList. So, if the name of the ImageList object is specified in the ImageList property of the TreeView control, then after obfuscation it will not be changed, and the program will exit with an error. The same goes for databases and specifying DataSet's and Recordset's in component properties.

Begin ComctlLib.TreeView TreeView1 Height = 1932 Left = 3600 TabIndex = 3 Top = 1320 Width = 2412 _ExtentX = 4255 _ExtentY = 3408 _Version = 327682 Style = 7 ImageList = "ImageList1" Appearance = 1 End


All this can be easily solved if you change the assignments from Design time to Runtime, for example by move these assignments to Form_Load:

Private Sub Form_Load() TreeView1.ImageList = ImageList1 End Sub


Тоже самое потребуется сделать с каждым таким присвоением. К счастью такого кода обычно крайне мало.The same will need to be done with each such assignment. Fortunately, there is usually very little such code.

2. Early object declarations are not supported (LateCall calls)

Few people take advantage of this opportunity, because this incompatibility will not affect most VB6 projects. Nevertheless, it is necessary to remember about it. If you create copies of form objects (work with a form as a class), then you are probably familiar with these lines:

Private Sub Form_Load() Dim oForm as New frmMain oForm.Show End Sub


So, in this case, the name frmMain is inserted by the VB6 compiler directly into the code of the Form_Load function. The obfuscator does not decompile the code, only the data, so this insertion remains invisible. Result - the program will terminate with an error after obfuscation. Unfortunately, it is not possible to support such calls in DotFix NiceProtect due to the need to disassemble and then decompile the code of all program functions. The VB6 compiler supports two types of compilation: P-Code and Native Code. This means that the obfuscator to solve this problem must be able to decompile both P-Code and Native Code. Despite the fact that we have similar technologies, decompilation is an extremely slow process. For large projects, decompiling the entire code can take over half an hour. And this is without a time spent on analyzing references to objects and their renaming. In view of this, for objective reasons, we decided not to use full decompilation and code analysis in DotFix NiceProtect, especially since this can only solve the problem within Visual Basic 5.0 / 6.0 and will not help in any way in obfuscating other languages.